Главная | Законы России | Книги | Подписка | Партнеры | Контакты

Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика»
11/2022


Россинский Борис Вульфович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Заслуженный юрист Российской Федерации
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Проблемы единства исполнительных органов в системе пуб­личной власти
В статье утверждается, что создание единой конструкции исполнительных органов, обеспечивающей эффективное государственное управление, возможно лишь, когда совокупность этих органов, как и вся публичная власть образованы на основе реализации принципов и законов функционирования систем, в частности принципа моноцентризма. Показано, что положения законодательства, определяющие формирование в России публичной власти и руководящую роль Президента РФ в системе исполнительной власти, обусловили ликвидацию значительной части проблем, которые препятствовали реализации принципа моноцентризма при построении системы исполнительных органов и обеспечению их единства. Резюмируется, что достижение максимально возможной степени такого единства требуют также разработать новую архитектонику системы федеральных органов исполнительной власти, а главное, пересмотреть конституционное понимание единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: система государственной власти; система исполнительной власти; единая система исполнительной власти в Российской Федерации; система публичной власти; исполнительные органы местного самоуправления; системные принципы; моноцентризм; централизация исполнительной власти.

Rossinskiy Boris Vulfovich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Administrative Law and Procedure Department at Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Honored Lawyer of the Russian Federation

Problems of Unity the Executive Bodies in the System of Public Power
The article argues that the creation of a single structure of executive bodies that ensures effective public administration is possible only when the totality of these bodies, as well as all public authorities, are formed based on the implementation of the principles and laws of the functioning of systems, in particular the principle of monocentric. It is shown that the provisions of the legislation that determine the formation of public power in Russia and the leading role of the President of the Russian Federation in the system of executive power, led to the elimination of a significant part of the problems that prevented the implementation of the principle of monocentric in building a system of executive bodies and ensuring their unity. It is summarized that the achievement of the maximum possible degree of such unity also requires the development of a new architectonics the federal executive bodies system, and most importantly, a revision of the constitutional understanding of the unified system of executive power in the Russian Federation.
Keywords: system of state power; executive power system; unified system of executive power in the Russian Federation; system of public authority; executive bodies of local self-government; system principles; monocentric; centralization of executive power.

Библиографический список

Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Издательство политической литературы, 1980.
Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. Издание второе. М.: ЛИБРОКОМ, 2013.
Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука / под ред. Г.Д. Гловелли. Изд. 6-е, испр. и доп. М.: ЛЕНАНД, 2019.
Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Тайдекс Ко, 2002.
Исполнительная власть в Российской Федерации: научно-практическое пособие / А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров, В.С. Пронина и др. М.: Издательство БЕК, 1996.
Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / И.Л. Бачило, Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева и др. М.: Юристъ, 1998.
Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / А.С. Автономов, Н.Г. Салищева, С.Д. Хазанов и др. М.: Новая правовая культура, 2004.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. Изд. 8, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2013.
Россинский Б.В. Размышления о реформе системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс, 2019, № 10.
Россинский Б.В. Проблемы государственного управления с позиций теории систем. М.: Норма, 2021.
Россинский Б.В. Роль системы публичной власти в реализации функций государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. № 4.
Россинский Б.В. Формирование публичной власти как реализация системного принципа ингрессии // Административное право и процесс. 2022. № 7.
Россинский Б.В. Законодательное обеспечение единства исполнительных органов с позиций теории систем // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 9.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: Иглмосс Эдишинз, 2012.
Тихомиров Ю.А. Об административной реформе в России // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2000.


Анисифорова Марьям Владимировна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Перспективы цифровизации производства по делам об административных правонарушениях
В статье рассматриваются отдельные направления применения электронных средств в производстве по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: административная ответственность; цифровизация административно-процессуальной деятельности; электронные средства в производстве по делам об административных правонарушениях.

Anisiforova Maryam Vladimirovna, Сandidate of Legal Sciences, Senior lecturer of the Department of Administrative Law and Process of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Leading researcher Scientist of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation

Prospects for Digitalization of Proceedings on Cases on Administrative Offenses
The article discusses certain areas of application of electronic means in proceedings on cases of administrative offenses.
Key words: administrative responsibility; digitalization of admi­nistrative and procedural activities; electronic means in proceedings on cases of administrative offenses.

Библиографический список

Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016.
Анисифорова М.В., Машугина Е.В., Андреянов М.В. Теория и практика применения электронных доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях: монография / М.В. Анисифорова, Е.В. Машугина, М.В. Андреянов; под науч. ред. А.П. Шергина. М.: ИНФРА-М, 2020.
Шафоростова К.И. Проблема закрепления в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях норм об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 11 (ноябрь).


Баканов Кирилл Сергеевич, кандидат юридических наук, начальник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России»,
Антонов Сергей Николаевич, кандидат юридических наук, доцент, аналитик отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России»
121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17

Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований публичными органами власти в области безопасности дорожного движения
Исследуется ретроспектива и состояние правового регулирования государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, применительно к дорожной деятельности.
Дается характеристика отдельным контрольно-надзорным мероприятиям, анализируются правоприменительная и судебная практики.  Сформулированы выводы, выявлены проблемы и обозначены пути их решения в правовом пространстве публичного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: государственный контроль (надзор); публичные органы власти; дорожный надзор; обязательные требования; правонарушения; контрольно-надзорные мероприятия; меры реагирования.

Bakanov Kirill Sergeevich, Candidate of Laws, Head of the Department for Studying the Problems of Normative Legal and Analytical Support, Candidate of Legal Sciences Federal Public Establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»,
Antotnov Sergey Nikolaevich, Candidate of Laws, Analyst of the Department for Studying the Problems of Normative Legal and Analytical Support, Candidate of Legal Sciences Federal Public Establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation»

State Control (supervision) over Compliance with Mandatory Requirements by Public Authorities in the Field of Road Safety
The article examines the retrospective and the state of legal regulation of state control (supervision) over the implementation by the executive authorities of the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, their officials of the powers related to road safety and compliance with requirements in the field of road safety, in relation to road activities. The characteristics of individual control and supervisory measures are given, law enforcement and judicial practices are analyzed. Conclusions are formulated, problems are identified and ways of solving them are outlined in the legal space of public control (supervision) in the field of road safety.
Keywords: state control (supervision); public authorities; road supervision; mandatory requirements; offenses; control and supervisory measures; response measures.

Библиографический список

Воронина И.А. Теория государства и права: учеб. пособие. Оренбург, 2009.
Григорян Т.Р. Правовая характеристика и сущность государственного контракта // Российская юстиция. 2020. № 3.
Кожевников О.А. Регламентация контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (конституционно-отраслевой аспект) // Административное и муниципальное право. 2016. № 6.
Попов Д.А., Оленин Д.С. Государственный административный контроль за органами местного самоуправления: проблемы и пути решения // Государственная власть и местное само­управление. 2015. № 2.
Соловьев М.С. Государственный (муниципальный) контракт как видоизмененный и приспособленный для публичных нужд гражданско-правовой договор // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. № 1.
Чуприн М.Г. Соотношение норм частного и публичного права как правовая сущность законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2020. № 6.


Бакурова Наталья Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Органы принудительного исполнения в системе органов публичной власти в России
В статье исследуется соотношение понятий: органы принудительного исполнения и система органов публичной власти. Органы принудительного исполнения рассматриваются автором статьи с точки зрения общих признаков органов публичной власти и особенных, тех, что свойственны только органам принудительного исполнения. Автор статьи приходит к выводу о том, что органы принудительного исполнения являются частью единой системы органов публичной власти в Российской Федерации, при этом они  – часть федеральных органов исполнительной власти, реализуют исполнительную власти в Российской Федерации, обладают специальной компетенцией, действуют на основе закона, тесно взаимодействуют с иными элементами системы органов публичной власти страны. Органы принудительного исполнения и иные органы единой системы публичной власти в России объединяет миссия  осуществления публично значимых функций, направленных на обеспечение интересов, имеющих всеобщий  характер, затрагивающих всех вместе и каждого гражданина в отдельности в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Ключевые слова: органы публичной власти; органы принудительного исполнения; исполнительное производство; государственное управление; система; взаимодействие; судебный пристав; исполнение юрисдикционных решений.

Bakurova Natalia Nikolaevna, Candidate of Laws, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Process Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Bodies Ensuring Enforcement of Decisions Forcibly in the System of Public Authorities in Russia
The article examines the relationship between the concepts of bodies ensuring enforcement of decisions forcibly  and the system of public authorities. Bodies ensuring enforcement of decisions forciblyare considered by the author of the article from the point of view of general features of public authorities and special ones, those that are peculiar only to bodies ensuring enforcement of decisions forcibly. The author of the article comes to the conclusion that the bodies ensuring enforcement of decisions forcibly are part of the unified system of public authorities in the Russian Federation, while they are part of the federal executive authorities, implement executive power in the Russian Federation, have special competence, act on the basis of the Law, closely interact with other elements of the system of public authorities of the country. Bodies ensuring enforcement of decisions forcibly and other bodies of the unified system of public power in Russia are united by the mission of performing publicly significant functions aimed at ensuring interests that are universal in nature, affecting everyone together and each citizen individually in order to respect and protect human and civil rights and freedoms, creating conditions for the socio-economic development of the state.
Keywords:  public authorities; bodies ensuring enforcement of decisions forcibly; enforcement proceedings; public administration; system; interaction; bailiff; enforcement of jurisdictional decisions.

Библиографический список

Административный процесс Российской Федерации / отв. ред. Л.Л. Попов (учебное пособие). М.: Проспект, 2017.
Бакурова Н.Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 1.
Бакурова Н.Н. Государственное управление в административно-политической сфере: учебное пособие для магистров. М., 2018.
Бакурова Н.Н. Особенности государственного управления в различных сферах общественной жизни // Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2016.
Бакурова Н.Н. Понятие исполнительного производства в административном процессе // Административное право и процесс. 2019. № 5.
Зубарев С.М. Взаимодействие между уровнями и субъектами публичной власти: постановка проблемы // Социально-экономическое развитие и качество правовой среды: сборник докладов VII Московского юридического форума (XIX Международной научно-практической конференции): в 5 частях. М., 2021.
Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие // Сибирское юридическое обозрение. 2021. № 2.
Куракин А.В., Карпухин Д.В., Попова Н.Ф. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами // Административное и муниципальное право. 2018. № 11.
Петров М.П. Государственное управление в современном обществе // Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2016.
Попов Л.Л. Ренессанс государственного управления в России. Избранное. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015.
Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2020.
Россинский Б.В. Проблемы государственного управления с позиций теории систем: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2021.
Старилов Ю.Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2020. № 1(40).
Старилов Ю.Н. Публичная власть и публичное управление: проблемы соотношения и развития с учетом результатов конституционной реформы 2020 года // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения). Саратовская государственная юридическая академия; Саратовский филиал Института государства и права РАН. Саратов, 2021.
Степаненко Ю.В. Логика преобразований в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти // Конституция Российской Федерации и современный правопорядок. Московская юридическая неделя. Материалы XV международной научно-практической конференции: в 5 частях.
Талапина Э.В. Информационная функция государства // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития): сборник научных статей / отв. ред.: Н.Ю. Хаманева и И.Л. Бачило. М.: Академический правовой университет, 2003.
Bakurova N.N. The System of Federal Bodies of Executive Power in Russia // Courier of the Kutafin Moscow state law university (MSAL). 2019. № 6 (58).


Бродская Виктория Александровна, аспирантка кафедры конституционного и административного права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 46, корп. 1

К вопросу о совершенствовании профессионального развития государственных гражданских служащих
В данной статье рассматривают основные направления профессионального развития государственных служащих в Российской Федерации. Для Российской Федерации свойственно разноуровневое правовое регулирование государственной гражданской службы. Рассмотрены основные виды профессионального развития государственных гражданских служащих, подходы к обучению и повышению квалификации. Воспитание в составе государственных служащих профессионально подготовленных специалистов, талантливых организаторов существенно укрепляет состав кадров гражданской службы, позволяет оптимизировать использование их профессионального потенциала, стимулировать творческий рост коллектива аппарата государственного органа.
Ключевые слова: гражданская служба; публичная служба; государственная гражданская служба.

Brodskaya Viktoria Alexandrovna, Postgraduate student of the Department of  Constitutional  and Administrative Law All-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia)

On Improving the Professional Development of State Civil Servants
This article considers the main areas of professional development of civil servants in the Russian Federation. For the Russian Federation, there is a multi-level legal regulation of the state civil service. The main types of professional development of public civil servants, approaches to training and advanced training were considered. The education of professio­nally trained specialists, talented organizers as part of civil servants significantly strengthens the composition of civil service personnel, makes it possible to optimize the use of their professional potential, to stimulate the creative growth of the staff of the state body.
Keywords: civil service; public service; public civil service.

Библиографический список

Балдина А.С. Правовая основа дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 5–6.
Гребенкина Н.А. Правовой статус служащих, замещающих высшие выборные публичные и некоторые приравненные к ним должности в России (основные аргументы в пользу трудоправовых начал): дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2004.
Комахин Б.Н. Единство методологических и администра­тивно-правовых основ развития профессиональной служебной деятельности // Административное право и процесс. 2014. № 2.


Гречкина Ольга Владимировна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
119571, г. Москва, пр. Вернадского, 84, стр. 2

Социальные и социально значимые услуги в системе пуб­личных услуг
Статья посвящена определению значимости, признаков и места социальных и социально значимых услуг в системе публичных услуг, осуществляемых органами государственной власти. Автором сделан вывод, что конкретизация определения сущности социально значимых услуг корреспондируется к реализации социальных прав граждан во взаимодействии с законодательной системой, институтами права, и не только для отдельных лиц, чьи потребности удовлетворяются, но и для общества в целом. Поэтому перспективное направление правового регулирования социально значимых услуг предполагает нацеленность на распространение не только в отраслях социальной сферы, но и сферы экономики, информационных технологий, административно-политического управления.
Ключевые слова: социальные услуги; социально значимые услуги; публичные услуги.

Grechkina Olga Vladimirovna, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department administrative and information law Russian Academy national economy and public service under the President of the Russian Federation

Social and Socially Significant Services in the System of Public Services
The article is devoted to determining the significance, signs and place of social and socially significant services in the system of public services provided by public authorities. The author concludes that the concretization of the definition of the essence of socially significant services corresponds to the implementation of the social rights of citizens in interaction with the legislative system, institutions of law, and not only for individuals whose needs are met, but also for society as a whole. Therefore, a promising direction of legal regulation of socially significant services implies a focus on distribution not only in the sectors of the social sphere, but also in the sphere of the economy, information techno­logy, and administrative and political management.
Keywords: social services; socially significant services; public services.

Библиографический список

Административная реформа в России: научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; Инфра-М, 2006.
Ануфриева А.А., Липкина Н.А. Социально значимые государственные (муниципальные) услуги: понятие, признаки и стандарты качества // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 4.
Ганченко Д.Н. Социально значимые услуги как феномен современной экономики // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 11.
Ковалева Г.А., Пешина Э.В. Реформирование системы финансирования государственного и муниципального секторов экономики. Екатеринбург: Институт экономики Уро РАН, 2008.
Коротаев Е.В. Повышение эффективности государственного регулирования рынка социально значимых услуг: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Санкт-Петербург, 2010.
Коротаев Е.В. Сущностные аспекты государственного регулирования рынка социально значимых услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 2.
Кувшинов А.М., Цыбулевская Н.А. Теория и методология стандартов на государственные и муниципальные услуги населению в Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного университета, 2009.
Макаревич А.Н. Сфера социально значимых услуг: «борьба» терминологий // Казанская наука. Экономические науки. 2012. № 10.
Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.
Поникаров И.В. Теоретические подходы к пониманию определения публичной услуги // Вопросы экономики и права. 2012. № 6.
Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: Норма, 2007. С. 14.
Путило Н.В. Публичные услуги: между доктринальным пониманием и практикой нормативного закрепления (10 лет спустя) // Журнал российского права. 2017. № 8.
Симченко Н.А., Троян И.А., Горячих М.В., Андрющенко Е.С. Цифровизация социально значимых услуг в условиях цифровой трансформации экономики Республики Крым // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 2(84).
Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.


Громова Зоя Евгеньевна, начальник управления Службы внут­реннего аудита ПАО «Промсвязьбанк», соискатель Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
127055, г. Москва, Тихвинский переулок, д. 6, кв. 92

Акты органов внешнего государственного финансового контроля как правовые акты управления
В настоящей статье проанализирована управленческая природа правовых актов Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ. Автор сформулировал определение правовых актов управления, принимаемых органами внешнего государственного финансового контроля, и выделил их особенности, значимые для сферы государственного контроля в сфере финансов.
Ключевые слова: правовой акт управления; Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации; органы внешнего государственного финансового контроля; правовые акты органов внешнего государственного финансового контроля; регламент Счетной палаты; стандарты внешнего государственного финансового контроля, государственное управление.

Gromova Zoya Evgenievna, Head of the Department, Internal Audit Service of PJSC Promsvyazbank, applicant of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Acts of External State Financial Control Bodies as Legal Acts of Management
This article analyzes the managerial nature of the legal acts of the Accounts Chamber of the Russian Federation, the control and accounting bodies of the subjects of the Russian Federation. The author formulated the definition of legal acts of management adopted by the bodies of external state financial control and highlighted their features that are significant for the sphere of state control in the field of finance.
Keywords: legal act of management; the Account Chamber of the Russian Federation, control and accounting bodies of subjects of the Russian Federation; bodies of external state financial control; regulations of the Accounting Chamber; standards of external state financial control, public administration.

Список использованной литературы

Абрамов А.И. Классификация правовых актов в условиях развития новых цифровых технологий // Журнал российского права. 2021. № 10.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003.
Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации. Брянск, 2018.
Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970.
Кашанин А.В., Тихомиров Ю.А. Правовые акты: оценка последствий: научн.-практ. пособ. М.: Юриспруденция, 2011.
Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М., 1962.
Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1972.
Старилов Ю.Н. Административное право: в 2-х ч. Ч. 2. Книга 2: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001.
Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1979.


Косырев Евгений Вячеславович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им.
О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Административная ответственность в сфере распространения наружной рекламы, устанавливаемая законами субъектов Российской Федерации
В статье рассматривается полномочие субъектов РФ по установлению административной ответственности в сфере распространения наружной рекламы на примере различных средств. Изучаются мнения различных авторов по данному вопросу, судебная практика. Делаются определенные выводы.
Ключевые слова: административная ответственность; наружная реклама; листовки; внешний архитектурный облик; предметы ведения; разграничение; полномочия.

Kosyrev Evgeny Vyacheslavovich, Сandidate of Legal Sciences, Teacher of the Department of Administrative Law and Process of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Administrative Responsibility in the Field of Outdoor Advertising Distribution, Established by the Laws of the Subjects of the Russian Federation
The article examines the authority of the subjects of the Russian Federation to establish administrative responsibility in the field of outdoor advertising distribution by the example of various means. The opinions of various authors on this issue and judicial practice are being studied. Certain conclusions are being drawn.
Keywords: administrative responsibility; outdoor advertising; leaflets; external architectural appearance; subjects of reference; differentiation; authority.

Библиографический список

Баранова С.А., Шастина А.Р. Полномочия местной администрации в сфере благоустройства города: борьба с незаконным размещением рекламных объявлений (на примере г. Иркутска) // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 8.
Васильева Я.В. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: по материалам Северо-Западного федерального округа: дис. … канд. юрид. наук / Я.В. Васильева. М., 2016.
Гаврилова Л.В. Административная ответственность в сфере благоустройства и озеленения территорий как предмет законодательного регулирования в субъектах Российской Федерации: обзор судебной практики // Вестник института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского. 2014. № 2.
Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8.
Князев С.Д. Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 2.
Панкова О.В. Вопросы разграничения административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3, ст. 20.6.1 КоАП РФ и ст. 3.18.1 КоАП Москвы, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции // Административное право и процесс. 2020. № 7.
Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О.А. Егоровой. М.: Статут, 2014.
Россинский Б.В. О некоторых вопросах разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности // Избранное / Б.В. Россинский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016.
Россинский Б.В. О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности // Административное право и процесс. 2015. № 6.


Минин Владислав Витальевич, аспирант кафедры конституционного и административного Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
117638, г. Москва, ул. Азовская, д. 2, корп. 1

Системный подход в реализации контрольно-надзорных полномочий должностных лиц органов публичной власти
В настоящей статье анализируется система реализации контрольно-надзорных полномочий должностных лиц. В качестве важнейшего элемента такой системы рассматриваются нормы права, регулирующие вопросы контрольно-надзорной деятельности государства. Проводится анализ нормативно-правового регулирования, на основе которого делается вывод о том, что новые подходы в законодательстве о государственном контроле призваны систематизировать и привести к единообразию механизм реализации контрольно-надзорных полномочий должностных лиц в различных сферах экономики. Также автор приходит к выводу, что построение единой системы реализации контрольно-надзорных полномочий невозможно без внесения комплексных изменений в отраслевое законодательство. В этой связи предлагаются направления по совершенствованию отраслевых законодательных актов.
Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность; полномочия должностных лиц; взаимодействие с хозяйствующими субъектами; меры административного принуждения.

MininVladislav Vitalievich, Postgraduate student of the Department of  Constitutional and Administrative Law All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

A Systematic Approach to the Implementation of Control and Supervisory Powers of Officials of Public Authorities
This article analyzes the system of implementation of control and supervisory powers of officials. As the most important element of such a system, the norms of law regulating the issues of control and supervisory activities of the state are considered. The analysis of regulatory regulation is carried out, on the basis of which it is concluded that new approaches in the legislation on state control are designed to systematize and bring to uniformity the mechanism for the implementation of control and supervisory powers of officials in various spheres of the economy. The author also comes to the conclusion that the construction of a unified system for the implementation of control and supervisory powers is impossible without making comprehensive changes to industry legislation. In this regard, the directions for improving sectoral legislative acts are proposed.
Keywords: control and supervisory activities; powers of officials; interaction with business entities; measures of administrative coercion.

Библиографический список

Агамагомедова С.А. Административное усмотрение при реализации контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2020. № 1.
Государственный контроль в сфере управления. Проблемы надведомственного контроля / М.С. Студеникина. М.: Юрид. лит., 1974.
Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления: монография / С.М. Зубарев. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019.
Зырянов С.М. Теоретические проблемы законодательства о контрольно-надзорной деятельности // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 7–8 июня 2019 г.) / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2019.
Ившина Г.Г. Сущность, основания, система и принципы применения мер административного принуждения к субъектам предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 5.
Крылова Д.В., Таут С.В., Пархоменко С.А. и др. Регуляторные и коррупционные риски в сфере государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательства: меры минимизации в условиях кризиса: доклад к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Д.В. Крылова, С.В. Таут, С.А. Пархоменко и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
Мартынов А.В. Попытки законодательного разграничения государственного контроля и административного надзора в условиях современной административной реформы в России // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Россия, г. Нижний Новгород, 7–8 июня 2019 г.) / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2019.
Модернизация административного законодательства (цели, задачи, принципы и актуальные направления): монография / А.М. Абакирова, М.А. Абдыраев, Г.А. Василевич [и др.]; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2020.
Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИНФРА-М, 2021.
Россинский Б.В. Проблемы государственного управления с позиций теории систем: монография / Б.В. Россинский. М.: Норма; ИНФРА-М, 2021.
Тихомиров Ю.А. Теория компетенции / Ю.А. Тихомиров. М.: Изд. г-на Тихомирова, 2001.
Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: монография / В. П. Уманская. М.: Норма, 2014.
Черников В.В. Административное усмотрение как актуальная проблема теории и практики правоприменения // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию профессора И.А. Склярова (Россия, г. Нижний Новгород, 12 апреля 2018 г.) / отв. ред. докт. юрид. наук, профессор А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2018.


Молчанов Павел Витальевич, кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1

Принципы административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляемого органами пуб­личной власти
Административно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется органами публичной власти (органами государственной власти и органами местного самоуправления), наделенными правом реализации ряда функций и полномочий в этой области, целью которого являются минимизация количества ДТП и снижение тяжести их последствий. Исследуются принципы административно-правового обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляемого органами публичной власти через призму Федерального закона «О безопасности дорожного движения», иных законодательных актов, специфических признаков данной деятельности.
Ключевые слова: дорожное движение; обеспечение безопасности дорожного движения; органы публичной власти.

Molchanov Pavel Vitalievich, Candidate of Legal Sciences, Docent, Senior researcher of Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation»

Principles of Administrative and Legal Support Road Safety Carried out by Public Authorities
Administrative and legal provision of road safety is carried out by public authorities (state authorities and local self-government bodies), entitled to exercise a number of functions and powers in this area, the purpose of which is to minimize the number of accidents and reduce the severity of their consequences. The principles of administrative and legal support are investigated road safety carried out by public authorities through the prism of the Federal law «On road safety», other legislative acts, specific features of this activity.
Keywords: road traffic; road safety; public authorities.

Библиографический список

Егоров Ю.И., Нарбут А.И. Толковый словарь по автомобильному транспорту. Основные термины: около 4500 терминов. М.: Рус. яз., 1989.
Калюжный А.Н. Федеральный закон «О безопасности»: итоги реализации и перспективы развития // Военно-юридический журнал. 2014. № 3.
Колодий А.Н. Принципы правового регулирования и их реализация в деятельности милиции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1991.
Молчанов П.В. Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения: монография / под ред. Г.А. Кузьмичевой. М.: НИЦ БДД МВД России, 2010.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.
Россинский Б.В. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическим комментарием. М.: Право и закон, 1997.


Реунова Екатерина Станиславовна, налоговый менеджер ООО «Инстамарт Технолоджис», практикующий юрист
121205, г. Москва, территория Сколково инновационного центра, Большой бульвар, д. 42 стр. 1

Правовые основы управления территориями опережающего социально-экономического развития (ТОР) Дальнего Востока
В настоящее время развитие экономических и социальных отношений в государстве невозможно без здорового инвестиционного климата, обеспечение которого осуществляется в том числе путем предоставления льгот субъектам инвестиционной деятельности. Одной из форм государственной поддержки инвестиций на территории Дальнего Востока являются территории опережающего социально-экономического развития (ТОР). На протяжении всего периода своего существования институт ТОР находится в состоянии постоянного изменения – принимается большое количество поправок в законодательные акты, подчас невзаимосвязанных между собой и не образующих единой системы. Данное обстоятельство оказывает негативное влияние на стабильность правового режима осуществления экономической деятельности в рамках ТОР, на экономическое положение инвесторов, заключивших соответствующие соглашения с государством. Статья посвящена проблемам правового регулирования вопросов государственного управления и контроля на территориях опережающего социально-экономического развития, статуса управляющих компаний ТОР, оценки эффективности последних, выработаны предложения по совершенствованию системы управления ТОР.
Ключевые слова: территории опережающего-социально экономического развития (ТОР), субъекты управления ТОР, государственное управление и контроль.

Reunova Ekaterina Stanislavovna, Tax manager at Instamart Technologies LLC, Practicing Lawyer

Legal Framework of the Management of Far Eastern Zones of Advanced Socio-economic Development (ASEZ)
At present, the development of economic and social relations is impossible without a healthy investment climate, which is ensured by providing benefits to the subjects of investment activity. One of the forms of governmental support for investments in the Far East is the regime of zone of advanced socio-economic development (ASEZ). Throughout the entire period of its existence, the ASEZ institution has been in a state of constant change - a large number of amendments to legislative acts are issued, sometimes unrelated to each other and not forming a consistent system. This circumstance has a negative impact on the stability of the legal regime of economic activities at the ASEZ, on the economic condition of investors who have concluded relevant agreements with the go­vernment. The article is devoted to the problems of regulation of issues of public management and control of the zones of advanced socio-economic development, of the status of ASEZ management companies and evaluation of their effectiveness, proposals have been developed to improve the ASEZ public management system.
Keywords: zones of advanced socio-economic development (ASEZ); subjects of management of the ASEZ; public administration and control.

Библиографический список

Овсянников С.В., Шевелева Н.А. Особенности осуществления налогового контроля на территориях с особым статусом // Финансовое право. 2021. № 3.
Романовская О.В. Конституционные основы делегирования государственно-властных полномочий субъектам частного права (на примере управляющих компаний) // Lex Russica. 2017. № 2.
Цыганков Э.М. Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности. 2018 // СПС «КонсультантПлюс».


Сладкова Анастасия Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Публичные функции Центрального Банка Российской Федерации в области рынка ценных бумаг
В статье рассматриваются публичные функции Центрального Банка Российской Федерации. Особое внимание уделяется функциям по регулированию, контролю и надзору в области рынка ценных бумаг, анализу регистрационных процедур Банка России применительно к рынку ценных бумаг.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг; Банк России; публичные функции; регистрационные процедуры; государственный контроль; надзор.

Sladkova Anastasia Viacheslavovna, Candidate of Science (Law), Docent, Deputy head of the Department of Administrative Law and Process of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Public functions of the Central Bank of the Russian Federation in the field of the securities market
The article discusses the public functions of the Central Bank of the Russian Federation. Special attention is paid to the functions of regulation, control and supervision in the field of the securities market, analysis of the registration procedures of the Bank of Russia in relation to the securities market.
Keywords: securities market; Bank of Russia; public functions; registration procedures; state control; supervision.

Библиографический список

Административные процедуры: монография / отв. ред. Л.Л. Попов, С.М. Зубарев. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.
Зубарев С.М. Система контроля в сфере государственного управления: монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2019.
Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография / под ред.
Ю.Н. Старилова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2010.
Мигачев Ю.И., Мигачев А.Ю., Шамрин М.Ю. Административно-правовой статус организаций, наделенных государственными полномочиями: учебное пособие. М.: Проспект, 2021.
Рождественская Т.Э. Особенности правового статуса Банка России // Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева // СПС «КонсультантПлюс»: Комментарии законодательства.
Сладкова А.В. Административное принуждение в области рынка ценных бумаг. М.: Проспект. 2021.


Стандзонь Людмила Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им.
О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Лицензирующие органы в системе органов публичной власти в Российской Федерации
Одним из актуальных вопросов в настоящее время является публичная власть и ее содержание. В статье рассматриваются лицензирующие органы в Российской Федерации, дается их общая характеристика, раскрываются виды и определяются уровни. Они рассматриваются в системе органов публичной власти. Отмечаются пробелы и недостатки их функционирования. В заключении автором отмечаются перспективы их модернизации и даются предложения по совершенствованию законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Ключевые слова: лицензирующие органы; публичная власть; органы публичной власти; система и структура федеральных органов исполнительной власти; федеральная служба; лицензирование отдельных видов деятельности.

Standzon Lyudmila Vladimirovna, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of  Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Licensing Bodies in the System of Public Authorities in the Russian Federation
One of the topical issues at the present time is public power and its content. The article examines licensing authorities in the Russian Federation, gives their general characteristics, reveals the types and determines the levels. They are considered in the system of public authorities. Gaps and shortcomings of their functioning are noted. In conclusion, the author notes the prospects for their modernization and makes proposals for improving the legislation on licensing of certain types of activities.
Keywords: licensing authorities; public authorities; public authorities; system and structure of federal executive authorities; federal service; licensing of certain types of activities.

Библиографический список

Агапов А.Б. Публичные процедуры: учебное пособие. М.: Юрайт, 2018.
Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1.
Виноградова Е.В., Виноградова П.А. Укрепление конституционных гарантий поправками 2020 года в Конституцию Российской Федерации: монография. М.: Эдитус, 2020.
Волкова Л.П. Политический и конституционный аспекты разграничения полномочий в системе исполнительной власти // Современное право. 2018. № 3.
Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений // Государство и право. 1995. № 11.
Джамирзе Б.Ю. Лицензионный контроль в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 4 (141).
Зубарев С.М. Взаимодействие между уровнями и субъектами публичной власти: постановка проблемы // Социально-экономическое развитие и качество правовой среды: сборник докладов VIII МЮФ (XIX Международной научно-практической конференции): в 5 частях. М., 2021.
Козлов Ю.М. Исполнительная власть: сущность, функции // Вестник Московского университета. 1992. № 4.
Малый А.Ф. О правовом содержании понятия «публичная власть» // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7.
Россинский Б.В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы: монография. М.: ИНФРА-М, 2020.
Россинский Б.В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1.
Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации / под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2021.
Стандзонь Л.В. Лицензионно-разрешительная система: монография. М.: Проспект, 2021.
Степаненко Ю.В. Логика преобразований в исполнительной власти // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2019. № 6 (58).
Тев Д.Б. Власть: соотношение «экономического» и «политического»: дис. … канд. соц. наук. СПб., 2003.
Упоров И.В., Шеуджен Н.А., Татлок А.К. Публичная власть: толкование и понятие (государственно-правовой аспект) // Право и экономика. 2021.
Упоров И.В., Шеуджен Н.А., Швец А.А. Публичная власть как социальный институт и признак государства: социально-правовая природа и генезис в динамике концептуальных подходов // Право и практика. 2021.
Харитонова О.Н. Государственная функция управления и ее оптимизация в совершенствовании общественных отношений в России: теория, практика, перспективы: автореф. … канд. юрид. наук. СПб.: С-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, 2008.
Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. № 7 (151).


Мартынов Алексей Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
Бундин Михаил Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского,
Ширеева Екатерина Валерьяновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
603022, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, д. 23

Правовые и функциональные аспекты создания цифрового профиля креативного человека
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы создания цифрового профиля креативного человека. Анализируются труды российских ученых по вопросам создания и внедрения цифрового профиля гражданина. Исследуются современные тенденции действующего законодательства в данном направлении. Авторы приходят к выводу о необходимости создания не только общегражданского цифрового профиля человека, но и цифрового профиля креативного человека. В связи с чем в статье формулируются понятие, задачи и функции цифрового профиля креативного человека, его обладатели, сведения, которые он должен содержать, инфраструктура, особенности управления таким цифровым профилем, а также правовой статус информации, содержащейся в нем.
Ключевые слова: цифровой профиль;креативный человек; креативные индустрии; общегражданский цифровой профиль человека; цифровой профиль креативного человека; цифровизация.

Martynov Alexey Vladimirovich, Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Faculty of Law of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,
Bundin Mikhail Vyacheslavovich, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law, Faculty of Law of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,
Shireeva Ekaterina Valeriyanovna, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Faculty of Law of the National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky

Legal and Functional Aspects of Creating a Digital Profile of a Creative Person
The article deals with theoretical and practical issues of creating a digital profile of a creative person. The works of Russian scientists on the creation and implementation of a digital profile of a citizen are analyzed. The modern tendencies of the current legislation in this direction are investigated. The authors come to the conclusion that it is necessary to create not only a general civil digital profile of a person, but also a digital profile of a creative person. In this connection, the article formulates the concept, tasks and functions of a digital profile of a creative person, its owners, information that it should contain, infrastructure, features of managing such a digital profile, as well as the legal status of the information contained in this.
Keywords: digital profile; creative person; creative industries; civil digital profile of a person; digital profile of a creative person; digitalization.

Библиографический список

Афанасьев С.Д. Формирование Национальной системы управления данными: конституционно-правовые основы // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 12.
Богомолов А.В. Развитие цифрового профиля человеческого капитала в интересах промышленности Российской Федерации // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. 2021. Т. 1. № 1.
Горбашко Е.П. Цифровые технологии и их влияние на качество жизни // Технико-технологические проблемы сервиса. 2019. № 4 (50).
Зайцев О.А., Пастухов П.С. Цифровой профиль как элемент информационно-технологической стратегии расследования преступлений // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. № 56.
Козырева А.А. Информационная безопасность личности в условиях цифровизации общества: правовые аспекты // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Вторые Бачиловские чтения: сб. науч. трудов / под ред. Т.А. Поляковой, В.Б. Наумова, А.В. Минбалеева. М.: ИГП РАН, 2019.
Кондаков А.М., Костылева А.А. Цифровая идентичность, цифровая самоидентификация, цифровой профиль: постановка // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. Т. 16. № 3.
Коптева Н.П. §3. Цифровой профиль человека и его правовое значение // Цифровая трансформация и государственное управление: научно-практическое пособие / А.С. Емельянов, А.А. Ефремов, А.В. Калмыкова и др.; ред. кол.: Л.К. Терещенко, А.С. Емельянов, Н.А. Поветкина. М.: Инфотропик Медиа, 2022.
Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Кособоков А.Ю. Проблемы и перспективы использования индивидуального цифрового профиля для совершенствования социальной политики региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 3-1.
Минбалеев А.В. Понятие и правовая природа цифрового профиля человека // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2022. Т. 22. № 1.
Мочалов А.Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex Russica. 2021. Т. 74. № 9 (178).
Наумов В.Б. Информационно-правовые вопросы идентификации при использовании цифрового профиля // Аграрное и земельное право. 2020. № 6.
Перепелица Е.В. Коммуникативный процесс в аспекте информационных технологий // Формирование системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе. Вторые Бачиловские чтения: сб. науч. трудов / под ред. Т.А. Поляковой, В.Б. Наумова, А.В. Минбалеева. М.: ИГП РАН, 2019.
Петров А.А. Плюсы и минусы информационно-электронных источников данных о человеке // CHRONOS. 2020. № 7 (44).
Петров А.А. Российская матрица цифрового профиля россиянина // Национальная ассоциация ученых (НАУ). 2020. № 52.
Фетисов А.К. Цифровая дееспособность // Арбитражный и гражданский процесс. 2021. № 5.


Демин Алексей Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
E-mail: bullpit@rambler.ru

Правовое состояние результата работ в механизме регулирования строительного подряда
Автор обосновывает, что правовое состояние объекта выступает основанием механизма гражданско-правового регулирования сдачи и приемки выполненных строительных работ и указывает, что «результат работ» есть такое состояние выполненных работ, которое соответствует заданию заказчика и договоренностям сторон. Если работы выполнены с отступлениями от задания заказчика, их объемы и качество не соответствуют условиям договора, они не находятся в состоянии «результат работ» и не порождают обязанность заказчика принять работы и оплатить их.
Ключевые слова: договор строительного подряда; результат работ; механизм гражданско-правового регулирования; юридический факт; правовое состояние; юридические последствия.

Demin Aleksej Aleksandrovich, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of Civil Law and Procedure Law Faculty of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Legal Status of the Work Result in the Construction Contract Regulation Mechanism
The author proves that the legal state of the object is the basis of the mechanism of civil regulation of the delivery and acceptance of construction works performed and indicates that the “result of work” is a state of work performed that corresponds to the task of the customer and the agreements of the parties. If the work is performed with deviations from the customer’s task, its volume and quality do not meet the terms of the contract, they are not in the “result of work” state and do not give rise to the customer’s obligation to accept the work and pay for it.
Keywords: construction contract; the result of the work; the mechanism of civil regulation; legal certainty; legal status; legal consequences.

Библиографический список

Андрианов Н.А. Правовая природа сдачи результата работ по договору строительного подряда. Продолжение дискуссии // Право и экономика. 2013. № 7.
Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.
Груздев В.В. Юридические факты, юридические условия и правовые состояния в механизме правового регулирования // Вестник экономической безопасности. 2011. № 5.
Егоров А.В. Односторонний отказ заказчика от договора подряда: сосредоточение проблем практики // Вестник гражданского права. 2018. № 3.
Ершов О.Г. Подписание акта приемки результата строительных работ: сделка, сделкоподобные или фактические действия? // Право и экономика. 2012. № 7.
Чеговадзе Л.А. Основания и условия гражданско-правовых состояний // Экономические споры: проблемы теории и практики. 2002. № 4.
Чеговадзе Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения. М.: Статут, 2004.