Главная | Законы России | Книги | Подписка | Партнеры | Контакты

Специальный проект «Институт саморегулирования строительной отрасли: итоги и перспективы»


Развитие института саморегулирования в строительной отрасли уже более семи лет вызывает оживленные дискуссии в среде как предпринимателей, так и госслужащих и специалис­тов в области права. Специфика отраслевого законодательства о саморегулировании в строительстве привела к возникновению института, имеющего ряд особенностей, существенно отличающих его от институтов саморегулирования, действующих в других сферах профессиональной деятельности.

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах предусматривала упразднение избыточных функций, осуществляемых органами исполнительной власти, с возможностью дальнейшей передачи ряда государственных функций саморегулируемым организациям. В результате мероприятий административной реформы должны были возникнуть эффективные институты профессионального саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых государством. Реализация Концепции привела к возникновению саморегулируемых организаций в десятках сфер профессиональной деятельности. Работа саморегулируемых организаций, созданных предпринимателями на добровольных началах, регулируется нормами Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Однако при становлении института саморегулирования в строительной отрасли в отраслевое законодательство (Градостроительный кодекс РФ) были внесены изменения, регулирующие членство в саморегулируемых организациях субъектов предпринимательской деятельности, выполняющих работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству объектов капитального строительства, влияющие на их качество и безопасность. Членство в СРО в силу закона определило большую часть особенностей возникшего по воле государства института. Специфика строительной отрасли, связанная с высокими рисками причинения ущерба третьим лицам, способствовала возникновению особого порядка правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы. Этот особый порядок послужил поводом к горячим дебатам о границах определения требований к СРО в отраслевых законах.
За семь лет существования института саморегулирования в строительстве законодатель не единожды менял требования к членству в СРО, требования к порядку надзора за деятельностью СРО и регламентацию работы национальных объединений СРО строительной отрасли. Последние качественные изменения в отраслевое законодательство о саморегулировании в строительной отрасли внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ. Закон был принят в рамках реализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р. Концепция направлена на унификацию механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности и предполагает сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования. Вместе с тем развитие системы саморегулирования строительной отрасли, определенное Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ, оказалось сопряжено с определенными трудностями.
Большая часть норм указанного Закона вступает в силу 1 июля 2017 г., однако предпринимательское сообщество, отраслевое министерство, орган надзора над саморегулируемыми организациями строительной отрасли и руководители СРО до сих пор не имеют однозначного понимания порядка применения и реализации некоторых положений Закона. Существенная часть новых требований связана с законами о банках и банковской деятельности, о некоммерческих организациях и законами, регулирующими порядок работы с персональными данными, с Законом о стандартизации и трудовым законодательством и т.д. и требует отдельного анализа и осмысления.
В рамках специального проекта «Институт саморегулирования строительной отрасли: итоги и перспективы» на страницах журнала «Законы России: опыт, анализ, практика» эксперты, ученые и практики с участниками системы саморегулирования и предпринимателями в сфере строительства попробуют ответить на наиболее актуальные вопросы, связанные с новым этапом развития саморегулирования в строительстве.