Главная | Законы России | Книги | Подписка | Партнеры | Контакты

ВОПРОС–ОТВЕТ

Работа над проектом принесла свои результаты – в редакцию стали поступать конкретные вопросы читателей о применении законодательства о саморегулировании в строительстве. Предлагаем первую публикацию, подготовленную в форме ответа специалиста на вопрос.

 

Может ли иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на основании патента, быть включен в Национальный реестр специалистов?

В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 555-1 Градостроительного кодекса РФ для включения в национальный реестр специалистов иностранный гражданин должен иметь, в том числе, разрешение на работу. Вместе с тем ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 22 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[1] определено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Может ли в Национальный реестр специалистов, который с 1 июля 2017 г. будет вести Национальное объединение строителей, быть включен иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность на основании патента?

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2], начиная с 1 июля 2017 г. Градостроительный кодекс РФ претерпевает существенные изменения, в число которых входит дополнение его ст. 555-1, связанной с целями введения в эксплуатацию национальных реестров специалистов.

Национальный реестр специалистов (НРС) представляет собой общий перечень всех квалифицированных специалистов (главных инженеров), отвечающих за организацию строительного производства в сфере строительства, архитектурного проектирования и инженерных изысканий.

Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства осуществляется соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

Введение в эксплуатацию НРС связано с тем, что с 1 июля 2017 г. выполнение инженерных изысканий и подготовка проектной документации по договорам, заключенным с лицами, указанными в ч. 2 ст. 47 и ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в обязательном порядке должны будут обеспечиваться специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов), специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов), а в соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Требования к таким специалистам прямо изложены в ст. 555-1 Градостроительного кодекса РФ и являются, по сути, квалификационными, так как ст. 555-1 разрешает включение сведений о таких лицах в национальный реестр специалистов только тем лицам, которые соответствуют следующим указанным в данной статье требованиям, а именно:

1) наличие высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства;

2) наличие стажа работы соответственно в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на инженерных должностях не менее чем три года;

3) наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет;

4) повышение квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет;

5) наличие разрешения на работу (для иностранных граждан).

Таким образом, принятые в Градостроительный кодекс РФ изменения не позволяют включить иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на основании патента, в Национальный реестр специалистов (НРС).

Такая позиция законодателя может быть обусловлена спецификой выполняемой работы рассматриваемыми специалистами и наличием строгих критериев для ее успешной реализации.

Шевченко О.А.,
доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры трудового права
и права социального обеспечения
Московского государственного
юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА),
Кашехлебова Е.А.,
Главный специалист-эксперт
Отдела прогнозирования и подготовки
докладов Аппарата Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации

 

[1] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. Статьей 2 Закона определено, что «разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности»; патент – «документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности».

[2] СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4305.