Главная | Законы России | Книги | Подписка | Партнеры | Контакты

Совершенствование системы организации безопасности условий и охраны труда в строительстве

Людмила Михайловна Долинская, помощник члена Общественной палаты Российской Федерации..

 

На первое место среди целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО) ст. 551 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) ставит «предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц … вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций».

Это особенно актуально в условиях:

роста количества банкротств строительных организаций (с 1184 в 2014 г. до 3183 в 2016 г., на 17,3% больше, чем в 2015 г.)[1];

регулярных выявлений Счетной палатой РФ финансовых нарушений в Министерстве строительства и ЖКХ РФ (за 2015 г. на сумму 3,1 млрд руб., за 2016 г. на сумму 4,5 млрд руб.)[2];

выработки (амортизации) российскими организациями производственного сектора более 80% основных фондов[3];

доли строительной отрасли по видам экономической деятельности в структуре смертельного травматизма за последние годы от 21% (в 2010 г.) до 24,1% (в 2012 г.) при занятости в ней около 8% всех работников[4] (в абсолютных величинах это означает в среднем смерть 2 человек, занятых в строительстве, в день);

наличия около 100 нормативных и технико-нормативных документов по охране и безопасности труда в строительстве[5].

Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК) обязанность по организации безопасности условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.

Сегодня в расходные обязанности работодателя, по общему правилу[6], входят:

1) проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков[7];

2) реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда и оценки уровней профессиональных рисков;

3) внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;

4) приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;

5) устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;

6) устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

7) нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;

8) внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;

9) внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;

10) установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;

11) механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;

12) механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;

13) механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;

14) модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);

15) устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;

16) приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;

17) устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений[8];

18) приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;

19) обеспечение в установленном порядке[9] работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

20) обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение их ремонта и замена;

21) приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;

22) организация в установленном порядке[10] обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников;

23) организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

24) обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;

25) проведение в установленном порядке[11] обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);

26) оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи[12];

27) устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;

28) организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством[13];

29) издание (тиражирование) инструкций по охране труда;

30) перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;

31) проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах;

32) реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.

Представляется, что половина этих мероприятий может осуществляться работодателями на коллективной основе (например, издание (тиражирование) инструкций по охране труда; организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников; организация обучения их оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; а также не приобретение в собственность, а аренда: а) средств индивидуальной и коллективной защиты работников, б) предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств, в) материалов для проведения инструктажей по охране труда и др.).

Проекты организации строительства (ПОС), согласно СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», разрабатываются генеральной проектной организацией.

В отсутствие прямого указания предполагаем, что эта норма не отменяет предусмотренное в п. 4.7 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» сотрудничество заинтересованных лиц из числа строительных организаций: Генеральный подрядчик или арендодатель обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:

разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;

обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ» (выделено Авт.).

О необходимости такого сотрудничества свидетельствует и п. 4 Правил по охране труда в строительстве (в отношении работодателя и застройщика).

Пункт 5.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» содержит примерный перечень лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, с оговоркой «как правило».

Пункт 3 Правил по охране труда в строительстве говорит об обязанности работодателя только организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, не называя конкретного исполнителя-разработчика.

Толкование п.п. 5.5 и 5.6 (особенно абз. 3 п. 5.5) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» позволяет рекомендовать работодателям заключать договоры в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением с таким их добровольным объединением, как саморегулируемая организация.

Перечисленные в п.п. 4.1 и 5.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» документы могут разрабатываться саморегулируемой организацией для нужд всех ее участников.

Это же вытекает из п. 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160[14] («Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами…» (выделено Авт.), так как СРО является одной из организационно-правовых форм ассоциаций (союзов) (п. 1 ст. 552 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»[15], пп. 3 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 1231, ст. 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).

В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят разработка и утверждение ряда документов (ч. 2 ст. 551, ст. 555 ГрК), в число которых рационально включить и типовые (примерные) документы в сфере охраны труда в строительстве.

Это может осуществляться как на возмездной основе (§ 4 гл. 37 ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», гл. 38 ГК «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг»), так и безвозмездной («Член ассоциации (союза) … вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами» – п. 1 ст. 12311 ГК «Права и обязанности члена ассоциации (союза)») – в рамках членских взносов.

Помимо прав членов СРО и самих этих объединений в сфере строительства следует обратить внимание и на их обязанности.

Лицу, осуществляющему строительство, ч. 6 ст. 52 ГрК вменяет в обязанность соблюдать требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.

В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят также контроль за деятельностью своих членов, соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований документов СРО (ч. 2 ст. 551, ст. 5513 ГрК).

Таким образом, наряду с классической системой управления охраной труда[16] по трем уровням – федеральному, региональному, местному современное законодательство позволяет совершенствовать охрану труда за счет построения системы управления ею по субъектному составу – непосредственно работодателем, объединениями работодателей, имеющими право давать обязательные для исполнения их членами указания[17], государством (федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Иначе говоря, система организации безопасности условий и охраны труда на предприятии может быть на индивидуальном уровне, на коллективном уровне и на уровне властных государственных структур.

Помимо цели снижения финансовой нагрузки на работодателей коллективная деятельность в сфере охраны труда будет способствовать реализации программно-целевого метода управления охраной труда, внедряемого Минтрудом России с 2015 г.

Так, этим государственным органом была разработана и рекомендована к использованию Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015–2017 годы[18].

В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда актуализированы и утверждены более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусматривается реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:

обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;

совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев в своем выступлении на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 11 апреля 2017 г. в рамках Всероссийской недели охраны труда сказал: «Модель санкций как управления охраной труда себя исчерпала, и сейчас мы стремимся к скорейшему законодательному внедрению предупредительной модели. Минтруд предлагает реализовать возможность снижения частоты контрольно-надзорных мероприятий. Посредством интернет-сервисов, проверочных листов и других сервисов работодатель сможет самостоятельно оценивать соблюдение норм труда на своем предприятии»[19] (выделено Авт.).

Применительно к проблеме средств индивидуальной защиты работника на производстве генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей Москвичев назвал новый подход механизмом социального партнерства[20].

Включение СРО в систему организации безопасности условий и охраны труда на предприятии соответствует таким мерам достижения цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р[21], как:

совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;

повышение эффективности контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов.

Библиографический список

  1. Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: монография. М., 2016.
  2. Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: материалы Междунар.науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.
  3. Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: учебное пособие / под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013.
  4. Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2 (27); http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sidelnikova-2013_2 (27).pdf

    [1] По материалам доклада Президента Российского союза строителей В.А. Яковлева «О деятельности Российского Союза строителей за период с апреля 2012 по апрель 2017 года и задачах на ближайшую перспективу» // http://stroyresurs.info/mainnews/4076. По материалам отчета Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) // https://rask.ru/.

    [2] См.: http://www.ach.gov.ru/.

    [3] См.: Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2 (27); http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sidelnikova-2013_2 (27).pdf

    [4] По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Федеральной службы по труду и занятости России, Росстата и Фонда социального страхования. По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, производственный травматизм в нашей стране в 5,5 раз выше, чем во Франции, в 4,5 раза, чем в США // http://rosmintrud.ru/.

    [5] См.: СПС «КонсультантПлюс». Только за последние пять лет с 2013 г., по словам Министра труда и социальной защиты РФ М. Топилина утверждены 24 правила по охране труда для разных видов деятельности и работ // http://rosmintrud.ru/labour/safety/253

    [6] См.: Часть 6 ст. 52 ГрК; приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. №181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» // Российская газета. 2012. 28 марта (с изм.); Правила по охране труда в строительстве, утв. приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015; п. 5.1 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» // СПС «КонсультантПлюс».

    [7] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6991.

    [8] См.: Пункт 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

    [9] См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 39; п. 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

    [10] См.: Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 17.

    [11] Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // Российская газета. 2011. 28 окт. (без приложений 1 и 2), 2012. 4 апр. (Приложения 1–2).

    [12] См.: Пункт 5.14 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

    [13] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588; постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1305; Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: материалы Междунар.науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.

    [14] СЗ РФ. 2011. № 2. Ст. 342.

    [15] СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

    [16] См., например: Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: монография. М., 2016; Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: учебное пособие / под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013.

    [17] См.: Долинская В.В. Корпоративные отношения в предмете гражданского права // Вопросы правоведения. 2015. № 5.

    [18] См.: Письмо Минтруда России от 14 августа 2014 г. № 15-3/10/П-4574 // СПС «КонсультантПлюс»; письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2017 г. № 15-3/10/П-535 «О направлении типовой государственной программы субъекта РФ (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда» // СПС «КонсультантПлюс».

    [19] См.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/15/РТК-Работодатель-сможет-оценить-ситуацию-с-охраной-труда-на-предприятии-без-помощи-инспектора

    [20] См.: https://www.aetalon.ru/single-post/2017/05/16/Новый-подход-к-выдаче-СИЗ-обсудили-участники-ВНОТ

    [21] СЗ РФ. 2016. № 2 (ч. II). Ст.458.