На первое место среди целей саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО) ст. 551 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) ставит «предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц … вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций».
Это особенно актуально в условиях:
роста количества банкротств строительных организаций (с 1184 в 2014 г. до 3183 в 2016 г., на 17,3% больше, чем в 2015 г.);
регулярных выявлений Счетной палатой РФ финансовых нарушений в Министерстве строительства и ЖКХ РФ (за 2015 г. на сумму 3,1 млрд руб., за 2016 г. на сумму 4,5 млрд руб.);
выработки (амортизации) российскими организациями производственного сектора более 80% основных фондов;
доли строительной отрасли по видам экономической деятельности в структуре смертельного травматизма за последние годы от 21% (в 2010 г.) до 24,1% (в 2012 г.) при занятости в ней около 8% всех работников (в абсолютных величинах это означает в среднем смерть 2 человек, занятых в строительстве, в день);
наличия около 100 нормативных и технико-нормативных документов по охране и безопасности труда в строительстве.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК) обязанность по организации безопасности условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя.
Сегодня в расходные обязанности работодателя, по общему правилу, входят:
1) проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков;
2) реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда и оценки уровней профессиональных рисков;
3) внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
4) приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
5) устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;
6) устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
7) нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности;
8) внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
9) внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
10) установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
11) механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве;
12) механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства;
13) механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей;
14) модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового);
15) устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
16) приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами;
17) устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
18) приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой;
19) обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
20) обеспечение хранения средств индивидуальной защиты, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение их ремонта и замена;
21) приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда;
22) организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников;
23) организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
24) обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
25) проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований);
26) оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
27) устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников;
28) организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством;
29) издание (тиражирование) инструкций по охране труда;
30) перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников;
31) проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах;
32) реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах.
Представляется, что половина этих мероприятий может осуществляться работодателями на коллективной основе (например, издание (тиражирование) инструкций по охране труда; организация обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников; организация обучения их оказанию первой помощи пострадавшим на производстве; а также не приобретение в собственность, а аренда: а) средств индивидуальной и коллективной защиты работников, б) предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств, в) материалов для проведения инструктажей по охране труда и др.).
Проекты организации строительства (ПОС), согласно СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», разрабатываются генеральной проектной организацией.
В отсутствие прямого указания предполагаем, что эта норма не отменяет предусмотренное в п. 4.7 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» сотрудничество заинтересованных лиц из числа строительных организаций: Генеральный подрядчик или арендодатель обязан при выполнении работ на производственных территориях с участием субподрядчиков или арендаторов:
разработать совместно с ними график выполнения совмещенных работ, обеспечивающих безопасные условия труда, обязательный для всех организаций и лиц на данной территории;
обеспечивать выполнение общих для всех организаций мероприятий охраны труда и координацию действий субподрядчиков и арендаторов в части выполнения мероприятий по безопасности труда согласно акту-допуску и графику выполнения совмещенных работ» (выделено Авт.).
О необходимости такого сотрудничества свидетельствует и п. 4 Правил по охране труда в строительстве (в отношении работодателя и застройщика).
Пункт 5.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» содержит примерный перечень лиц, ответственных за обеспечение охраны труда в пределах порученных им участков работ, с оговоркой «как правило».
Пункт 3 Правил по охране труда в строительстве говорит об обязанности работодателя только организовать разработку инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ, не называя конкретного исполнителя-разработчика.
Толкование п.п. 5.5 и 5.6 (особенно абз. 3 п. 5.5) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» позволяет рекомендовать работодателям заключать договоры в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением с таким их добровольным объединением, как саморегулируемая организация.
Перечисленные в п.п. 4.1 и 5.9 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» документы могут разрабатываться саморегулируемой организацией для нужд всех ее участников.
Это же вытекает из п. 3 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 («Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами…» (выделено Авт.), так как СРО является одной из организационно-правовых форм ассоциаций (союзов) (п. 1 ст. 552 ГрК, ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», пп. 3 п. 3 ст. 50, п. 2 ст. 1231, ст. 1238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК).
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят разработка и утверждение ряда документов (ч. 2 ст. 551, ст. 555 ГрК), в число которых рационально включить и типовые (примерные) документы в сфере охраны труда в строительстве.
Это может осуществляться как на возмездной основе (§ 4 гл. 37 ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ», гл. 38 ГК «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ», гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг»), так и безвозмездной («Член ассоциации (союза) … вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами» – п. 1 ст. 12311 ГК «Права и обязанности члена ассоциации (союза)») – в рамках членских взносов.
Помимо прав членов СРО и самих этих объединений в сфере строительства следует обратить внимание и на их обязанности.
Лицу, осуществляющему строительство, ч. 6 ст. 52 ГрК вменяет в обязанность соблюдать требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда.
В содержание деятельности СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства входят также контроль за деятельностью своих членов, соблюдением членами такой саморегулируемой организации требований документов СРО (ч. 2 ст. 551, ст. 5513 ГрК).
Таким образом, наряду с классической системой управления охраной труда по трем уровням – федеральному, региональному, местному современное законодательство позволяет совершенствовать охрану труда за счет построения системы управления ею по субъектному составу – непосредственно работодателем, объединениями работодателей, имеющими право давать обязательные для исполнения их членами указания, государством (федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Иначе говоря, система организации безопасности условий и охраны труда на предприятии может быть на индивидуальном уровне, на коллективном уровне и на уровне властных государственных структур.
Помимо цели снижения финансовой нагрузки на работодателей коллективная деятельность в сфере охраны труда будет способствовать реализации программно-целевого метода управления охраной труда, внедряемого Минтрудом России с 2015 г.
Так, этим государственным органом была разработана и рекомендована к использованию Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015–2017 годы.
В настоящее время программы по улучшению условий и охраны труда актуализированы и утверждены более чем в 80 субъектах Российской Федерации.
Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусматривается реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев в своем выступлении на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 11 апреля 2017 г. в рамках Всероссийской недели охраны труда сказал: «Модель санкций как управления охраной труда себя исчерпала, и сейчас мы стремимся к скорейшему законодательному внедрению предупредительной модели. Минтруд предлагает реализовать возможность снижения частоты контрольно-надзорных мероприятий. Посредством интернет-сервисов, проверочных листов и других сервисов работодатель сможет самостоятельно оценивать соблюдение норм труда на своем предприятии» (выделено Авт.).
Применительно к проблеме средств индивидуальной защиты работника на производстве генеральный директор Клинского института охраны и условий труда Андрей Москвичев назвал новый подход механизмом социального партнерства.
Включение СРО в систему организации безопасности условий и охраны труда на предприятии соответствует таким мерам достижения цели Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р, как:
совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
повышение эффективности контроля СРО за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов.
Библиографический список
- Анохин А.В., Иванов Г.С. Охрана труда в Российской Федерации: монография. М., 2016.
- Долинская В.В., Долинская Л.М. Унификация понятия и содержания безопасности в отраслях права // Проблемы модернизации гражданского законодательства: материалы Междунар.науч.-практ. конф. Волгоград, 2011.
- Папаев С.Т., Кузнецов О.В., Трумель В.В., Сорокин Ю.Г. Правовое регулирование охраны труда: учебное пособие / под общ. ред. С.Т. Папаева. М., 2013.
- Сидельникова О.П. Проблемы безопасности труда в строительстве // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер.: Политематическая. 2013. Вып. 2 (27); http://vestnik.vgasu.ru/attachments/Sidelnikova-2013_2 (27).pdf