Права потребителей образовательных услуг
Надежда Николаевна Агафонова
Отношения по защите прав потребителей в сфере образования регулируются: Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в ред. от 6 июля 2006г., ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ в ред. от 16 октября 2006 г. (далее – Закон № 125-ФЗ), Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 в ред. от 25 ноября 2006 г., разработанными на основе этих законов Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 в ред. от 28 декабря 2005 г. (далее – Правила) и иными подзаконными нормативными актами.
Правилами даны понятия «потребитель» и «исполнитель». Под потребителем понимаются не только гражданин, но и организация, имеющая намерение заказать, либо заказывающая образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающая образовательные услуги лично. Это определение неточно.
Закон РФ «О защите прав потребителей» под потребителем понимает исключительно гражданина. Организацию, заказывающую образовательные услуги для несовершеннолетних, правильнее было бы назвать заказчиком. А фактическими потребителями образовательных услуг все равно являются сами обучающиеся и их законные представители. Поскольку потребителями являются граждане, не обязательно сами заказывающие услуги, но и просто пользующиеся ими, думается, что именно им принадлежат права требования к исполнителю образовательных услуг. Указанным образом именуются субъекты рассматриваемых правоотношений в примерных формах договоров на оказание образовательных услуг, утвержденных приказами Министерства образования РФ от 10 июля 2003 г. № 2994 (услуги по получению общего образования) и от 28 июля 2003 г. № 3177 (услуги по получению профессионального образования) (далее – примерные формы договоров).
Под исполнителем Правила понимают государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ всех уровней образования, а также научные организации, оказывающие потребителю платные образовательные услуги по реализации образовательных программ послевузовского профессионального образования.
По целям не все образовательные услуги подпадают под действие Закона РФ «О защите прав потребителей». Так, «аудитор, проходя обучение по программам повышения квалификации, необходимое ему для осуществления предпринимательской деятельности, заказывает образовательные услуги не для «личных» или «бытовых» целей и, следовательно, заключаемый им с образовательной организацией договор не подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей».
Законодательство об образовании находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Последние в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования и не ограничивающие права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством РФ. Некоторые особенности деятельности муниципальных высших учебных заведений могут устанавливаться муниципальными правовыми актами (ст. 3 Закона РФ «Об образовании», ст. 1 Закона № 125-ФЗ).
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если гражданин получает впервые образование данного уровня. Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Иные образовательные услуги предоставляются на возмездной основе по договору. Именно они и будут предметом рассмотрения данной статьи.
Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций. Однако в тексте Закона РФ «Об образовании» образовательные организации различных организационно-правовых форм зачастую называются образовательными учреждениями. Употребление термина «учреждение» в столь широком значении имеет научное объяснение – все образовательные организации кем-то учреждаются. С точки зрения гражданского кодекса РФ (ст. 120) такое использование термина «учреждение» неточно, однако будем в дальнейшем придерживаться терминологии Закона РФ «Об образовании».
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных положений. Их деятельность регулируется уставом.
Устав образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.
|