Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг
Юлия Павловна Свит
Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа. Помимо основной цели перевозки транспортные средства могут использоваться для проведения досуга. К примеру, широко распространены морские и речные круизы, прогулки.
Поскольку регулирование отношений в области транспорта невозможно без учета особенностей транспорта определенного вида, Гражданский кодекс РФ устанавливает лишь общие правила перевозки, хранения грузов и багажа, транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом ряд норм ГК РФ, посвященных транспортным услугам, носит отсылочный характер.
Кроме того, в области транспорта действует много международных договоров, которые не только унифицируют регулирование международных перевозок, но и оказывают влияние на внутреннее законодательство.
Вместе с тем наличие специального законодательства не исключает применения к транспортным услугам положений законодательства о защите прав потребителей.
В преамбуле Закона о защите прав потребителей указывается, что этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
На применение законодательства о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании транспортных услуг, указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей».
Вместе с тем в постановлении содержится существенная оговорка: «В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, специальные нормы транспортного законодательства пользуются приоритетом перед нормами Закона о защите прав потребителей, за исключением случаев, когда акты транспортного законодательства приняты до введения в действие Гражданского кодекса РФ и Закона о защите прав потребителей.
Хотя в постановлении прямо назван только один вид транспортных услуг – перевозка, указанный специальный режим распространяется и на иные транспортные обязательства, включая обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке, транспортно-экспедиционные обязательства.
Следует отметить, что названная выше особенность применения норм законодательства о защите прав потребителей может существенно затруднить реализацию потребителем своих прав, в том числе из-за сложностей в определении законности тех или иных установленных транспортным законодательством ограничений.
Часто отношения с участием потребителей регулируются нормативными актами органа исполнительной власти в области транспорта, хотя в соответствии со ст. 26, 38 Закона «О защите прав потребителей» право утверждать правила оказания отдельных видов услуг потребителям предоставлено только Правительству РФ.
Транспортные уставы и кодексы при регулировании отношений по перевозке не проводят разграничения отношений, в которых участвует гражданин-потребитель и отношений, участниками которых являются иные субъекты гражданского оборота. Разграничение в транспортном законодательстве, как, впрочем, и в Гражданском кодексе РФ касается прежде всего деления договоров по объекту перемещения. Связанным с оказанием услуг гражданам считается договор перевозки пассажира и багажа, поэтому для этого договора устанавливается больше норм, направленных на защиту прав гражданина-потребителя.
Вместе с тем в отдельных транспортных уставах и кодексах предусмотрено установление особых правил перевозки груза для личных (бытовых) нужд граждан. Необходимость утверждения соответствующих правил закреплена в ст. 66 КВВТ, ст. 3 УЖТ.
Так, в соответствии со ст. 38 Закона о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 111 были утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее – Правила перевозки на железнодорожном транспорте), а постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. № 72 – Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте (Правила перевозки на внутреннем водном транспорте).
Хотя данные Правила содержат указание на то, что приняты в соответствии с Законом о защите прав потребителей, ряд их положений не соответствует этому Закону. В частности, в них предусматривается претензионный порядок удовлетворения требований потребителей, предусмотренный КВВТ.
Поскольку договор перевозки груза может заключаться как в пользу самого грузоотправителя, так и в пользу третьего лица – грузополучателя, предусмотренные Правилами перевозки для бытовых нужд гарантии распространяются не только на грузоотправителя, но и на грузополучателя.
В отношении перевозки пассажира установленные законодательством гарантии распространяются на пассажира и в том случае, если билеты приобретаются по заявке организации (см., например, п. 24 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте).
|